На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

ОСАГО столкнулось с натуральной проблемой

Профильный комитет Госдумы пока не стал рекомендовать к принятию законопроект о замене денежных выплат по ОСАГО ремонтом. Активно лоббируемую Центробанком инициативу депутаты посчитали сырой и опасаются, что ее принятие негативно отразится на автовладельцах, которые не получат качественного и честного ремонта. В итоге рассмотрение резонансных поправок может быть отложено на следующий год.

На заседании парламентского комитета по финансовому рынку во вторник депутаты активно обсуждали инициативу, вводящую приоритет ремонта автомобиля по ОСАГО над получением возмещения в денежной форме, но решений по ней принимать не стали как минимум из-за формального отсутствия отзыва правительства.

Изначально законопроект, предполагающий в том числе появление в ОСАГО ремонта машины вместо денежной компенсации, был разработан Минфином. Но согласование этой реформы с ЦБ затянулось, и внесенный в Госдуму законопроект депутаты рассмотреть в осеннюю сессию уже точно не успевают. При этом, по мнению регулятора, натурализовать компенсации по ОСАГО надо как можно быстрее, поэтому такие поправки были отдельно внесены в нижнюю палату через законопроект под авторством депутата-эсера Михаила Емельянова.

Парламентарий считает, что приоритет ремонта автомобиля по ОСАГО над возмещением вреда в денежной форме снизит активность так называемых автоюристов, которые путем нехитрой схемы, заключая с попавшими в ДТП автовладельцами договор о представлении их интересов в суде, взыскивают солидные компенсации со страховых компаний, неплохо зарабатывая на этом.

Суть инициативы состоит в том, что вместо денег на ремонт автомобиля страховщики будут направлять клиента в автосервис, где ему восстановят транспортное средство.

При этом поправки не исключают возможность выплаты компенсации в денежной форме, но оставляют их на усмотрение страховой компании. Таким образом, поправки, по мнению автора, устранят экономический интерес посредников, злоупотребляющих правом и зарабатывающих на выплатах по ОСАГО, и фактически выведут автоюристов из игры.

«Сейчас так называемые автоюристы добиваются через суды в разы больших по сумме выплат, но эти деньги не идут автовладельцам, — пояснил на заседании комитета Емельянов. — Меня смущает эта схема».

Все выступавшие на заседании члены комитета оказались в корне не согласны с таким подходом. По мнению депутатов, деятельность автоюристов не нарушает закон, а в том, что автовладельцы все чаще прибегают к их услугам, виноваты сами страховые компании, которые постоянно недоплачивают клиентам.

Кроме того, в комитете нет понимания, как и на каких условиях страховщики будут сотрудничать с авторемонтными мастерскими.

«Неясен механизм критериев, по которому страховщики будут составлять список ремонтных мастерских. Неясен механизм ценообразования на их услуги. Это приведет к коррупционному сговору между страховыми компаниями и мастерскими — стоимость ремонта в разы возрастет», — считает депутат Алексей Лященко.

В комитете уверены, что автовладелец в итоге получит плохо отремонтированный автомобиль, поскольку не платит за ремонт сам и ни на что повлиять не может.

Зампред комитета Мартин Шаккум отметил, что принятие инициативы нарушит не только права граждан, но и права участников авторемонтного бизнеса. «Мы произведем передел рынка и нарушим права его участников. Они уже не смогут конкурировать — их будут выбирать страховые. А как выбирать? За откат», — уверен Шаккум.

Но больше всего парламентариев беспокоит спешка, в которой предлагается рассмотреть и принять сырой законопроект, — до 1 января.

Предложенные поправки в закон об ОСАГО активно поддерживает Центробанк. Присутствовавший на заседании первый зампред ЦБ Сергей Швецов пояснял, что отрасль страхования автогражданской ответственности крайне нуждается в немедленном принятии этих поправок. В противном случае, по словам Швецова, крупные страховые компании вскоре начнут сдавать лицензии на ОСАГО.

«Если в начале года ОСАГО было убыточным в шести регионах, то сейчас уже в 27, — пояснял он. — Поэтому мы и предлагаем в такие сроки принять это решение, хоть оно и тяжелое».

По словам представителя ЦБ, депутаты должны поторопиться с рассмотрением инициативы, поскольку с 1 января 2017 года все страховщики обязаны начать продавать полисы ОСАГО через интернет, а это может привести к активизации мошенников и, как следствие, дополнительным убыткам для компаний.

«Расходы страховых компаний на автоюристов оцениваются в 17 млрд руб. в год, из-за убыточности этого вида страхования оно физически недоступно потребителям в ряде регионов регионах», — добавил Швецов.

Депутат Емельянов, в свою очередь, добавил, что альтернативами введения натуральной компенсации по ОСАГО является либо повышение тарифов этого вида страхования, либо создание госкомпании, которая заменит страховщиков. Парламентарий отметил, что ни один из этих вариантов не является приемлемым.

Однако испугать парламентариев скорым крахом ОСАГО не получилось: рассмотрение решено было все же отложить до очередного заседания комитета, запланированного на 8 декабря. Председатель комитета Анатолий Аксаков отметил, что за это время депутаты смогут провести дополнительные консультации, в том числе пригласив и представителей отрасли автоюристов, а также обсудить предлагаемые поправки во фракциях, с руководством Госдумы и администрацией президента.

Аксаков допустил, что в теории члены комитета могут пойти навстречу правительству и ЦБ, рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении, а потом оперативно доработать его поправками ко второму чтению. «Это если надо быстро, но, может, и в плановом порядке пойдет он [законопроект]», — заключил он.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх