На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Бронекаретка - лёгкая подвижная, установленная на колесах (для передислокации), броневая конструкция для малокалиберной артиллерии, перевозимая лошадьми, паровой тягой (железная дорога) или автомобилями и устанавливаемая для применения в сделанные в бетонном бруствере гнёзда.
Бронекаретка изготавливалась в нескольких модификациях, на разных заводах и различным калибром артиллерии.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

В конце XIX века произошло заимствование судовой вращающейся броневой башни, для её использования в береговой и сухопутной артиллерии и фортификации, но в условиях сухопутной вооружённой борьбы стационарная вращающаяся броневая башня не дала такого эффекта, как при использовании на корабле. В этой связи германский инженер майор Максимильян Шуман, уже около 1880 года, оформляет оригинальное предложение о применении в сухопутной фортификации бронезакрытий, обеспечивающих несколько больший манёвр огневого вооружения. Он вместе с инженером Германом Грузоном предлагает скрывающуюся броневую башню и так называемую бронекаретку Шумана, представляющую собой по существу легкую вращающуюся броневую башню, перемещаемую с помощью конной или паровой тяги (позднее автомобилями) на ту или иную заранее подготовленную огневую позицию. Первые партии броневой каретки изготовлены на заводе в Букау вблизи Магдебурга.

Бронекаретка позволяла решить вопросы сохранности имущества (хранились до особого периода на складах, а не на позициях) позволяла усилить те или иные позиции укреплённых районов, переброской гужевым или железнодорожным транспортом, на угрожаемых направлениях, по мобилизации.

В условиях «окопной войны» эффективным оружием была бронетехника. Во время Первой мировой войны существовали образцы бронетехники и с конной тягой. Такое устройство было способно вести огонь по неприятелю прямой наводкой невзирая на ответный огонь из стрелкового оружия. Образцы имелись в распоряжении германской армии. Такое устройство в отличие от тачанки было предназначено для стрельбы из артиллерийского окопа, защищавшего уязвимые части подвески и броневую дверцу. Устройство могло быть разборным, и подвеска могла быть убрана после установки оного в укрытие.

 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Бронекаретки, башни, перевозимые на лошадях, как орудийн. системы. Типом подобной бр-каретки служит башенка зав. Круппа. Такие башни устраиваются для 37-мм., 53-мм. и даже 65-мм. орудий. Верхняя часть башни (к-л) вращается с орудием на нижней; угол возвышения орудия 10°; склонения 5°. Для перевозки башня накатывается на дроги, под которыми укреплено звено рельсов ЗР; при установке на место звено это укладывается на пол бетонной или земляной ниши, сцепляется с рельсами дрог, и затем башня легко перекатывается в нишу и закрепляется в ней особыми штырями. В настоящее время башни эти перевозятся на автомобилях. По грунтовым дорогам башни эти движутся, не отставая от пехоты.

Бронекаретки завода Шкода (Австрия / Чехия) для 57-мм скорострельной пушки длиной 25 кал. На этом типе броневой каретки броневой купол толщиной 25 мм укреплялся на станинах лафета, вместе с которыми и вращался. Корпус всей установки в плане имел вид прямоугольника; орудие обладало малым откатом, наводка прямая; обслуживающая команда (экипаж): два человека. Перевозилась каретка по обыкновенной или узкоколейной железной дороге. На боевой позиции броневая каретка устанавливалась на деревянной платформе, на которую плотно садилась своей основной рамой при повороте коленчатых осей катков, служащих для перемещения каретки на небольшие расстояния. Общий вес установки без боеприпасов 2200 кг.

Бронекаретки применялись для укрепления позиций в Первую мировую войну 1914 — 1918 годов, в качестве стационарного средства, а не подвижного, в несколько усовершенствованном виде «Бронекаретка» Шумана просуществовала вплоть до 1918 года, но не получила признания и широкого применения, в Германии и Австро-Венгрии, где её изготавливали. В Швейцарии была снята с вооружения в 1947 году

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

На боевой позиции.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

В общей сложности было построено не менее 300 передвижных огневых точек конструкции Шумана. Большая часть из них около 200 единиц, осталась в пределах Германской Империи и с 1894 года использовалась в приграничных районах. Остальные были распроданы европейским странам, причем не только союзным. По несколько штук было продано Дании, Швейцарии и Румынии, причем в модификациях с 37-мм и 57-мм орудиями. Однако, самым крупным заказчиком стала Болгария.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Fahrpanzer в Польском музее военной техники (Варшава).

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Из собрания Национального военно-исторического музея в Софии.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Гнездо, в бетонном бруствере, для бронекаретки, форт Хоспиц, Швейцария.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Бронекаретка, в камуфляже, на рельсах, в музее Брюсселя, Бельгия.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
 
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Группа задумчивых болгарских офицеров (двое слева, кажется, с черными околышами артиллеристов) у купольного орудия на укрепленных позициях. Судя по чистенькому обмундированию и идеальному комплекту инструментов - фото, сделанное в мирный период. Возможно - в период между Балканскими и Первой мировой войнами.

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Известна история приобретения и боевого применения этого перспективного образца вооружения в Болгарской армии... Армии, воевавшей в начале ХХ в. много, отчаянно и далеко не всегда удачно: две Балканских войны 1912-13 г. (в первой болгары чувствительнее всех из коалиции накостыляли Османской империи и даже постучались канонадой своей артиллерии в ворота Стамбула, а во второй - отбивались от всех бывших союзников и в довесок - Турции и Румынии) и Первая мировая (в которой болгары фактически своими силами держали Салоникский фронт).
"По несколько штук было продано Дании, Швейцарии и Румынии, причем в модификациях с 37-мм и 57-мм орудиями. Однако, самым крупным заказчиком стала Болгария. В начале ХХ-го века страна активно готовились к войне с Турцией, одновременно укрепляя собственные границы. Для выбора нового вооружения было отправлено несколько делегаций, но удача сопутствовала только миссии Нягула Цветкова, прибывшего в г.Магдебург в 1891 году. К тому времени сами немцы уже в полной мере насытились изобретением Шумана и теперь фирма Grusonwerk была не против заработать на экспортных заказах. Понимая интерес со стороны балканских стран фирмой были организованы демонстрационные показы 53-мм лафетов в Белграде (в мае того же года) и в Софии (22-24 июня). Немцы также решили поддержать своего союзника - Турцию, и 8-9 декабря на полигоне под Стамбулом прошла демонстрация возможностей 57-мм бронированного лафета. Во всех случаях немецкие разработки заслужили массу лестных откликов в европейских изданиях.
Получив первые результаты Артиллерийский комитет и Комитет обороны Болгарии пришел к выводу, что для фортов Сливиница, Белоградчик и Видин одних 75-мм орудий будет недостаточно. Требуемые характеристики скорострельности как-раз обеспечивали 57-мм немецкие лафеты, которые казались незаменимыми в ближнем бою на дистанции до 1500 метров. Решение было принято 25-го мая 1892 года, а договор на поставку тридцати fahrbare Panzerlafette был подписан с фирмой Krupp 10-го декабря.
По прибытии в Болгарию лафеты получили новое название 57-мм купольное орудие “Грюзон”. (...)
Практически все “купольные орудия” отправили на юг страны, где они достаточно долго служили в качестве “оружия сдерживания”. Во время 2-й Балканской войны, которая имела место в 1913 году, четыре огневые точки стали трофеями сербской армии. Остальные продолжали свою службу, по меньшей мере, до ноября 1918 года и в конечном итоге ещё несколько лафетов стали трофеями греческой армии. Есть информация, что трофейные лафеты даже успели повоевать с турецкими войсками в 1921-1922 гг., но документальных свидетельств этому найти пока не удалось."

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты

Военный музей в Копенгагене, образец каретки закупленный Датчанами с орудием 37-мм (Schnellfeuerkanone L/30):

Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
Броневая каретка Шумана / Fahrbare Panzerlafette война, история, факты
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх