На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

В середине 1960-х одно из сильнейших в стране автомобильных конструкторских бюро, на Заводе имени Лихачева работало над созданием вездехода нового поколения, с электрической трансмиссией.

Что бы не создавать с нуля всю машину, за основу взяли полноприводное шасси ЗИЛ-135, этот грузовик с четырьмя ведущими осями на тот момент был совершенно новым, его производство началось в 1963 году.

Тем самым, задача сводилась к разработке новой, электрической трансмиссии для «ЗИЛ-135К», которой, в перспективе, можно было оснащать уже существующий грузовик.

У обычного «ЗИЛ-135К» с механической трансмиссией есть два двигателя, которые приводят в движение колёса своего борта.

Существующую схему решили сохранить и в электрическом варианте. За кабиной водителя находились два карбюраторных двигателя «ЗИЛ-375», по 180 л.с. каждый, установленные по правой и левой стороне. Каждый из двигателей приводил в движение генератор мощностью 120 кВт, дававший энергию для четырех колёс, по своему борту.

Каждое из восьми колёс грузовика было со своим электромотором и редуктором.

Такая конструкция была сложнее, чем привод всех колёс от одного бортового мотора, через редукторы, но значительно повышала живучесть машины, в случае отказа даже половины мотор - колёс, машина не становилась обездвиженной.

В процессе работы тяговые электромоторы сильно греются, поэтому инженерам пришлось создать систему охлаждения. Она была воздушной, с центробежным нагнетателем воздуха, системой его охлаждения и рукавами - воздухопроводами к каждому из колёс.

Как и у обычного «ЗИЛ-135К», у электрической версии передняя и задняя ось сделаны управляемыми, а вот от подвески как таковой поначалу инженеры вообще отказались.

Впоследствии, в ходе одной из модернизаций всё же оснастили управляемые оси торсионной, по сути, вернув назад «родную» подвеску.

Поначалу вездеход пришлось обуть в тракторные шины Я-175А, размером 15.00-30, потому как ни одни из существовавших в СССР автомобильных покрышек не подходили под такой размер дисков. Колёсные диски, кстати, были сделаны из стеклопластика.

Такое странное решение было обусловлено требованием снижения веса, как всей конструкции в целом, так и самих колёс в особенности.

Новые широкопрофильные шины сделали позже, но диски по-прежнему остались стеклопластиковыми. Четырёхместная кабина грузовика тоже была из стеклопластика, с обратным наклоном ветрового стекла, словно нависающей над передней частью машины.

В последних числах октября 1965 года «Электроход» был собран.

Начались его испытания, сначала в подмосковных Бронницах, а затем в разных частях страны, в том числе в предгорьях Памира и в песках Узбекистана.

Всего в ходе испытаний «ЗИЛ-135Э» проехал около 30 тыс. километров, большая часть которых приходилась на бездорожье разной степени тяжести.

Одновременно с «Электроходом» испытывали так же «ЗИЛ-135ЛН», с гидромеханической трансмиссией.

По результатам испытаний электрическая версия показала себя более эффективной в плане использования мощности двигателей, в некоторых случаях более экономичной, менее склонной к перегреву в жарком климате и не такой требовательной в плане обслуживания.

К тому же, в массовом производстве «Электроход» оказался бы дешевле своего собрата с гидромеханикой.

Судьба прошедшего всесторонние испытания и практически готового к производству вездехода была аналогичной множеству подобных советских разработок.

Высокое руководство посчитало, что выпускать его нецелесообразно. В итоге, «ЗИЛ-135Э» так и остался опытным образцом, хотя ряд технических решений позже был внедрен в тяжелых карьерных самосвалах.

Сама машина уцелела до наших дней, её можно увидеть в музее, в селе Ивановское.

Источник

Картина дня

наверх