На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

Новый мотороллер «Тулица» 1983 года

«Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место "Туриста—М" в производственной программе заняла "Тулица". Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч» — именно так начиналась статья о новом советском мотороллере, вышедшая в августовском номере журнала "За рулем" за 1979-й год.

Тулица 1983 года выпуска.

Слово "скутер" тогда было незнакомо отечественным фанатам 2-колесной техники, а "Тулица" была единственным выпускаемым в СССР представителем семейства мотороллеров, ведь Вятско-Полянский завод как раз свернул выпуск своей модели "Электрон". Дело в том, что в 70-х годах прошлого века интерес потребителей к мотороллерам начал стремительно угасать. Если автомобили и популярные мотоциклы (например, Jawa или ИЖ-Планета) были настоящим дефицитом, то спрос на мотороллеры сильно упал: они практически всегда имелись в наличии в специализированных магазинах, но брать их никто не спешил. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и в странах Запада: лишь с массовым приходом японских производителей в 80-х наступила вторая волна популярности этого вида транспорта.

Тулица 1983 года выпуска. капсула времени, мото, мотороллер
Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер
Комбинированная кофейно-голубая окраска встречалась не так часто

Не спасали и демпинговые цены: так в 1978 году "Электрон" стоил всего 270 советских рублей — лишь немногим дороже 2-скоростных 50-кубовых мопедов (215 рублей) и дешевле, чем просили за простенький мотоцикл "Минск". Более престижная "Тулица" с электростартером оценивалась в 420 рублей. Была задействована даже такая беспрецедентная мера, как отмена ежегодного государственного техосмотра на мотороллеры, но и это не дало особых результатов.

Комбинированная кофейно-голубая окраска встречалась не так часто капсула времени, мото, мотороллер

В советские годы данное чудо техники стоило 420 рублей!

В эпоху тотального дефицита, "Туристы" и "Тулицы" нередко покупались в качестве примитивного объекта сохранения сбережений (по-современному — "инвестиция"): когда на руках было немножко свободных денег и сильное желание отоварить их в какую-нибудь существенную вещь. Сверкающие боками "железные" мотороллеры, предлагающиеся без очереди в "Спорттоварах", идеально подходили для данного мероприятия.

В советские годы данное чудо техники стоило 420 рублей! капсула времени, мото, мотороллер
Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер
Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер

Органы управления предельно просты и функциональны.

Примерно по такому сценарию развивались события в 1983-м году, когда житель сибирского города Кемерово приобрел себе новенькую, с иголочки "Тулицу". Естественно, не для езды — а чтобы стояла в сарае для детей, внуков и прочих "лучших времен". На учет технику решили не ставить.

Органы управления предельно просты и функциональны. капсула времени, мото, мотороллер

На глушителе хорошо виден заводской консервант, который был призван уберечь хромированное покрытие от влияния внешней среды.

Ну а дальше последовал классический сюжет: "Тулицу" поставили в сухой сарай, завалили различным хламом и забыли о ней аж до 2011 года. Потом советский "скутер" выставили на продажу и он попал в заботливые руки Александра — любителя раритетной техники из Новосибирска, который, собственно, и поделился со мной этими фотографиями и видео первого запуска машины, за что ему большой респект и уважение!

На глушителе хорошо виден заводской консервант, который был призван уберечь хромированное покрытие от влияния внешней среды. капсула времени, мото, мотороллер

В комплекте — насос, полный комплект инструмента и оригинальная инструкция по эксплуатации.

В комплекте — насос, полный комплект инструмента и оригинальная инструкция по эксплуатации. капсула времени, мото, мотороллер

Показания одометра: всего 13 километров пробега!

Интересно, что мотороллер пребывал в полусобранном состоянии — как будто его только вчера забрали из советского магазина: необходимо было доустановить поворотники, стоп-сигнал, зеркала и еще кое-какие мелочи, которые шли в заводском комплекте. В наличии — оригинальная инструкция по эксплуатации, бортовая документация инструмент и справка-счет о покупку в 1983 году. Что самое поразительное — по этим пожелтевшим от времени бумажкам удалось зарегистрировать "Тулицу" в ГАИ и получить современные номера и техпаспорт!

Показания одометра: всего 13 километров пробега! капсула времени, мото, мотороллер
Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер

После этого события состоялся торжественный первый запуск 200-кубового тульского двигателя мощностью 14 л.с. Мотороллер полностью собрали и накатали еще 5 километров поверх заводских показаний одометра (при покупке было 8 км). В конечном итоге данная "Тулица" редкого кофейно-голубого окраса осела в собрании местного коллекционера, который пообещал холить и лелеять ее долгие годы.

Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер
Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер

Сохранилась даже бумажная бирка с информацией о консервации мотороллера сроком на 1 год.

"Тулица" является продуктом дальнейшей модернизацией хорошо известного мотороллера "Турист-М", который выпускался с 1971 года. Модель получила двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от проблемы прихватов поршня), трех-канальную продувку.

Сохранилась даже бумажная бирка с информацией о консервации мотороллера сроком на 1 год. капсула времени, мото, мотороллер
Новый мотороллер «Тулица» 1983 года капсула времени, мото, мотороллер

200-кубовый 1-цилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением мог похвастаться электрическим стартером: из всей советской 2-колесной техники такое было только на Тулицах.

Все это увеличило максимальную мощность двигателя с 12 до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от "Туриста" — его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и слегка укороченному глушителю.

200-кубовый 1-цилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением мог похвастаться электрическим стартером: из всей советской 2-колесной техники такое было только на Тулицах. капсула времени, мото, мотороллер

На этом фото хорошо виден механизм принудительного охлаждения.

На этом фото хорошо виден механизм принудительного охлаждения. капсула времени, мото, мотороллер

На многих деталях — консервант и заводская смазка.

"Тула—200М", "Турист", а затем и "Тулица" завоевали неплохую репутацию среди советским мотоциклистов благодаря своей надежности, выносливости и хорошим качеством изготовления, что вообще характерно для изделий тульских мастеров. Эти недорогие и удобные машины использовались как для повседневных деловых поездок, так и туристских пробегов на небольшие расстояния. Хотя известны, случаи, когда владельцы тульских мотороллеров объезжали на своих "конях" весь Советский Союз вдоль и поперек. Было время…

На многих деталях — консервант и заводская смазка. капсула времени, мото, мотороллер

Задняя звезда — в пластиковом кожухе.

Задняя звезда — в пластиковом кожухе. капсула времени, мото, мотороллер
Состояние передней подвески.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх