На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

Как два деда из Марий Эл на своих Т-150 навели порядок на дорогах «США»

Русскошойское сельское поселение Куженерского района Марий Эл — самое дальнее в районе, настолько дальнее, что люди тут часто оказываются в положении, когда «спасение утопающих» становится «делом рук самих утопающих». Речь идет, в частности, о расчистке снежных завалов в деревнях, в большинстве сельских поселений этим делом занимаются предприниматели или сельхозпредприятия, у которых есть соответствующая техника.

ДВА «КОНЯ» НА ПОСЕЛЕНИЕ

Но в русскошойской стороне колхоза уже давно нет и в помине, а гнать бульдозер из райцентра слишком дорогое удовольствие, ведь деньги капают каждую минуту. Поэтому в пору снеговеев дороги землякам пробивают моторизованные местные мужики. Так называемую «США»: Саламатнур, Шойдум, Аганур чистит Андрей Петухов, Мари-Шои и Визимбирь — зона ответственности Юрия Таныгина. У обоих чистильщиков возрастные тракторы Т-150, но выбирать не приходится, других нет.

img

ПЛЮС ДОРОГА НА ПОГОСТ

Вооруженный ножом старенький Т-150 Таныгина я нашел на Луговой улице Визимбири. Последнюю пару дней обошлось без заносов, поэтому железный конь отдыхает. Но накануне, когда прошли обильные снегопады, ему пришлось как следует потрудиться, рассказывает хозяин трактора.

Рано утром заводишь его и, считай, до вечера из кабины уже не вылезешь. На каждую деревню уходит как минимум три часа, а если капитально забуранит, то и больше: тут сложный рельеф местности - оба населенных пункта расположены на крутых склонах Волго-Вятского увала. Браться за вторую деревню - Мари-Шои, которая находится в трех километрах, визимбирскому трактористу вообще не очень-то хотелось, но уговорили.

Плюс, если кто-то умер, от этого никуда не денешься, нужно пробивать дорогу на кладбище, иногда приходится выезжать и на расчистку центральной усадьбы, если там техника «полетит».

ПРОБЛЕМНЫЙ СНЕГ

Есть специфические деревенские трудности: узкие улочки, плохие неровные дороги, когда нож то ныряет в яму, то упирается в бугор, брошенные, где попало автомобили, ну и, наконец, самая большая проблема расчистки дорог непосредственно в населенных пунктах – куда девать горы снега?

Это города могут себе позволить вывозить снежную массу, а на селе таких возможностей нет. Попробуешь сгруживать снег возле нежилых домов – вроде как никому не мешает, но тут же находятся хозяева «заброшенок», начинают ругаться, рассказывает тракторист. Но в целом, когда хорошо прочистишь дорогу, народ, конечно, доволен, спасибо говорят.

Людям есть с чем сравнивать: если в советские времена деревни безо всяких разговоров чистила колхозная техника, то в 90-е годы прошлого века, переметенные сугробами, непроезжие улицы стали обычным делом.

В бюджетах сельсоветов было хоть шаром покати, поэтому, когда уж совсем припрет, дороги за свой счет чистили местные мужики на личных тракторах - входили в положение односельчан.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

В последние годы, впрочем, ситуация значительно изменилась: администрация сельского поселения заранее заключает договоры с надежными моторизованными мужиками и оплачивает им расходы. Например, за час работы трактора Т-150 местные власти платят 1200 рублей.

Как говорит глава администрации Русскошойского поселения Марина Антонова, для бюджета это вполне приемлемая сумма - тракторовладельцы люди сознательные и цену, к счастью, не заламывают. Зато теперь администрация своевременно рассчитывается с ними. Долгов нет.

Есть правда проблема, решить которую местные власти не в состоянии – отсутствие поблизости автозаправочной станции. Владельцам железных коней приходится запасаться соляркой впрок на стороне или кооперироваться со здешними пилорамщиками, которые закупают топливо оптом.

НА СТАРОСТИ ЛЕТ СТАЛ БУЛЬДОЗЕРОМ

Как говорит Таныгин, размер оплаты по большому счету его устраивает, хотя и не покрывает всех расходов, но это, прежде всего, потому что техника очень старая, постоянно требует вложений. Т-150 Юрия Гавриловича изготовлен еще во времена «развитого социализма», много лет верой и правдой он трудился в новоторъяльской «Сельхозхимии», потом оказался в Визимбири.

Специально для «дедушки» купили «нож», здешний народ занимается лесом – туда зимой тоже нужно прокладывать путь. Так уже на старости лет Т-150 стал бульдозером.

Сам Юрий Гаврилович профессиональный механизатор, в свое время готовил корма, на комбайне молотил хлеба, руки у человека золотые: он и токарь, и сварщик, и слесарь, сам себе «ремонтная мастерская». Человек очень скромный – фотографироваться отказывался наотрез, кое-как уговорили на пару кадров. Сейчас, пока есть время, мастерит самодельную косилку - вещь в деревне очень нужная.

РЕЗЕРВНЫЙ «ДЕДУШКА»

Впрочем, работа, то есть снегопад, может налететь в любое время. Год на год не приходится, рассуждает старый тракторист, нынче еще терпимо, пока всего пять раз выезжал, а вот в прошлом году со снегом намучились, буран за бураном без передышки.

Впрочем, зима еще может себя показать, ведь, судя по опыту прежних лет, самым многоснежным чаще всего бывает февраль, впрочем, иной раз и в марте столько навалит, что хоть плачь, тем более что в это время снег сырой, тяжелый. Даже такому богатырю как Т-150 приходится несладко.

Порой он не выдерживает нагрузок (преклонный возраст), приходится вставать на ремонт. Дело, впрочем, не страдает, на этот случай есть резервный вариант – еще один дедушка гусеничный трактор ДТ-75. На нем, конечно, не разгонишься, зато железный тяжеловес легко сметает все на своем пути.

ДМИТРИЙ ШАХТАРИН

Источник

Картина дня

наверх